Загрузка
Мы работаем
с 1993 года

+7 (812) 315 02 36

г.Санкт-Петербург, Загородный пр., 27/21

20 лет подземной истории

   В июне ЗАО «Геострой» исполняется 20 лет. С первых дней своего существования компания стала
заниматься фундаментостроением и укреплением оснований, и практически сразу начала
продвигать идеи освоения подземного пространства в Петербурге.

   За два десятилетия компания «Геострой» построила подземные этажи более чем в 30 зданиях и сооружениях, накопила огромный опыт в производстве всех типов геотехнических работ и является проводником новейших технологий в отечественной строительной среде.

   ЗАО «Геострой» по праву считается одной из самых авторитетных и профессиональных фирм в области геотехники. Насколько серьезно здесь относятся к своему делу, видно даже из структуры компании. Собственное проектное бюро, лаборатория, обеспечивающая опытным путем выбор оптимального технологического решения на конкретном участке, богатейший парк современной техники, в том числе – уникальной. На случай адаптации импортной техники к местным условиям в «Геострое» есть специальное подразделение. Но главная ценность компании – это двадцатилетний опыт работы.

   Первое подземное сооружение «Геострой» возвел меньше, чем через год послеmсвоего основания: это был подземный гараж для УГАИ на улице Пархоменко – первый удачный российский опыт подобного строительства в сложных геологических условиях Санкт-Петербурга. Работы велись в непосредственной близости от существующих зданий, и состояние соседних домов при этом было небезупречным, однако подземный объект превосходно вписался в окружение и служит по назначению до сих пор. Для начала 90-х это был технологический прорыв. Но за ним последовало множество задач, решение которых прежде казалось невозможным.

   Долгая и богатая событиями история отношений сложилась у фирмы с объектом по Лиговскому проспекту, дом 30. Первоначально здесь планировали построить Транспортно-коммерческий центр, и в 1996 году РАО«Высокоскоростные магистрали» приступило к реализации этого проекта. Проект был разработан английской фирмой «HOK». По инициативе специалистов ЗАО «Геострой» и при участии кафедры Геотехники СПбГАСУ и ЛенНИИпроекта была выполнена опытная площадка с устройством свай глубиной 20, 25 и 30 м диаметром 620 мм по технологии бурения под защитой обсадной трубы – чтобы предложить эту методику вместо обычных забивных свай, заложенных в первоначальном проекте. В результате западный проект был скорректирован в сторону удешевления стоимости работ.

   Следующий этап взаимодействия наступил вскоре после того, как к работе на объекте приступила фирма «Soletanche Bachy», которая использовала технологию непрерывного проходного шнека CFA для устройства свай. Выбор технологии оказался крайне неудачным – произошли просадки и обрушения нескольких соседних домов. Во избежание осадок заказчик принял решение вернуться к предложению ЗАО «Геострой», которое и было успешно реализовано.

   После этого этапа работы прекратились, и, как оказалось, надолго – дефолт 1998 года заставил заказчика
отказаться от планов по строительству. На протяжении следующих восьми лет объект неоднократно привлекал к себе внимание потенциальных застройщиков, но только в 2006 году компания «Бриз» начала осуществлять здесь строительство большого торгового комплекса. Работы по устройству двухуровневого подземного паркинга были поручены ЗАО «Геострой». Сооружение большого подземного пространства вблизи железнодорожных путей Московского вокзала и тоннелей метрополитена потребовали особой тщательности, владения большим спектром технологий и ювелирной точности исполнения. Специалисты компании принимали участие в проектировании паркинга, и, зная всю предысторию объекта, постарались включить в проект уже существующие сваи.

    «Галерея» стала одним из первых объектов, на котором был запроектирован многоуровневый подземный паркинг, и практически одновременно рядом велось еще одно крупное подземное строительство – трехуровневый паркинг ТК «Стокманн». Эта стройка собрала на одном объекте многие крупные геотехнические фирмы города. В 2007 году ЗАО «Геострой» в рамках этого проекта выполняло укрепление фундаментов соседних зданий анкерными сваями Titan. Уже в ходе строительства выяснилось, что конструкции котлована недостаточно жесткие. Было решено укрепить нижнюю часть ограждающего шпунта распорной грунтоцементной диафрагмой на глубине 17–20 м. Это непростая задача оказалась по плечу компании «Геострой», уже использовавшей на тот момент струйную технологию Jet Grouting.

     Не менее интересным с технологической точки зрения оказалось строительство подземной части здания второй сцены Мариинского театра. Тут для усиления жесткости ограждений котлована была применена технология Top-Down, предполагающая устройство железобетонных перекрытий с технологическими отверстиями для дальнейшей выемки грунта из-под перекрытия. Эта перспективная технология позволяет совмещать геотехнические работы с возведением надземной части здания, что вдвое увеличивает скорость строительства.

      Та же методика в настоящее время применяется при строительстве здания Арбитражного суда Санкт-Петербурга, еще одного интересного, с точки зрения подземного строительства, объекта. Котлован глубиной более 10 м откапывается фактически на берегу Невы, в месте, где грунты можно назвать не просто слабыми – топкими. Именно по этой причине подземное пространство будет строиться методом Top-Down – перекрытия помогут устоять ограждению под натиском текучих почв. Проект предполагает три подземных этажа, что для нашего города пока уникальный случай.

    В условиях сложных почв дельты Невы, в окружении исторической, не очень надежной, застройки научный подход и большой опыт работы с местными грунтами становятся существенным конкурентным преимуществом не только среди специализированных геотехнических фирм, но и для рынка генерального проектирования. Как утверждает начальник отдела управления проектами ЗАО «Геострой» Лариса Юрьевна Бердникова,
заказ на генеральное проектирование объекта БЦ San Gally Park наЛиговском, дом 60-62, достался компании не в последнюю очередь потому, что застройщики, австрийская компания Raiffeisen Evolution Project Development, проанализировав специфику строительства в Петербурге и соотношение потенциальных затрат на подземные и наземные сооружения, предпочли фирму с большим опытом геотехнических работ на местном рынке. То, что подземную часть проекта могут реализовать специалисты той же компании, было еще одним весомым аргументом в пользу «Геостроя».

    Сейчас в зоне строительства San Gally Park, на месте бывшего завода Франца Сан-Галли, закончены все работы нулевого цикла, построено двухуровневое подземное пространство общей площадью более 2 га – будущая крупная парковка.

     Масштабы и сложность исполнения подземных сооружений Петербурга растут год от года. Но стоит ли в ближайшее время ожидать какого-то качественного прорыва? Этот вопрос мы задали генеральному директору ЗАО Геострой Анатолию Осокину.

– У Петербурга имеется научный и производственный потенциал, чтобы догнать по объемам подземного строительства любой город мира. В этом деле у нас есть не только чрезвычайная необходимость, но и богатая история. Недавно мне удалось посмотреть сборник градостроительных документов 70-х годов.Устройство сетей в проходных коллекторах, туннели и подземные гаражи, строительство жилых домов с многоуровневым подземным пространством и даже неглубокое метро – о комфорте сегодняшнего уровня проектировщики думали уже тогда.

     В 1977 году проектировщики полагали, что под Литейным проспектом будут ходить подземные трамваи, а под всем Невским проложен дублирующий его тоннель. Единственным слабым местом этих проектов была их абсолютная невыполнимость в то время. Сегодня же мы располагаем всем, чтобы воплощать
такие проекты в жизнь: оборудованием, неоднократно обкатанными технологиями и компетентными специалистами.

   С удовольствием поздравляем коллектив ЗАО «Геострой» с юбилеем и желаем коллективу компании процветания, экономического и научного развития, новых больших достижений в области освоения подземного пространства!

 Фотогалерея: