Загрузка
Мы работаем
с 1993 года

+7 (812) 315 02 36

г.Санкт-Петербург, Загородный пр., 27/21

На старте Реновации

В Большом Гостином Дворе готовится к открытию академия музыки имени Елены Образцовой 

Исторические документы свидетельствуют, что строительство петербургского Гостиного двора по проекту Ж.-Б. Валлен-Деламота, одобренному императрицей, растянулось на достаточно длительный срок — с 1761 по 1785 гг. Такая датировка признана официально, хотя и относится исключительно к «внешней» части торгового комплекса, который стал основным и крупнейшим в тогдашней столице. Здания его внутреннего кольца— однотипные двух- или трехэтажные кладовые, предназначенные для нужд торговли лавок медных и жестяных изделий, возводились дольше. Первое из них было заложено в 1776 г., а окончательно застройка обширного дворового пространства была завершена лишь спустя три с лишним десятилетия. Корпуса, располагавшиеся между каменными поперечными стенами со сквозными арочными галереями в первом этаже по обоим фасадам, сохраняли изначальный облик примерно полвека. Однако уже в 1850-е гг. часть этих зданий подросла на целый этаж. Сегодня в границах пространства, которое образовано Садовой, Перинной, Невской и Ломоносовской линиями Большого Гостиного Двора, располагаются складские и административные помещения одноименного универмага.

Свою концепцию развития внутренней территории комплекса с приспособлением под современное использование в ОАО «Большой Гостиный Двор» подготовили еще в 2004-05 гг. Впоследствии к работе подключились архитекторы «Студии 44». В начале была разработана программа поэтапной реализации капитального ремонта и реставрации расположенных там зданий. Затем уже, после историко-культурной экспертизы объекта и утверждения концепции как таковой, мастерская Никиты Явейна выполнила основной проект реконструкции комплекса, позволяющий увеличить его площади за счет восстановления и реконструкции части внутренних корпусо., 

Первым объектом намеченной функциональной реновации стал один из бывших складских корпусов. В официальных документах данная постройка по Невской линии внутреннего каре обозначена под литерой «В». Почему начали именно с этого здания? Во-первых, из-за аварийности оно не эксплуатировалось около десяти лет. Во-вторых, работы, которые здесь ведутся с 2013 г., не должны были сказаться на привычном ритме деятельности торгового предприятия. Впрочем, минимизация неудобств, связанных с производством реставрационно-приспособительных работ, во многом заслуга генподрядчика, ЗАО «Геострой». Эта компания имеет более чем двадцатилетний опыт реализации самых сложных проектов в историческом центре Петербурга. Коллектив планирует успешно справиться  с поставленной задачей в «Большом Гостином Дворе»  к ближайшей осени, то есть к обозначенному заказчиком сроку.

Рассказывает руководитель проекта реставрации и приспособления здания, директор управления реконструкции и капитального строительства ЗАО «Геострой» Лариса Юрьевна Бердникова:

По авторскому замыслу Валлен-Деламота ансамбль Гостиного двора наделялся признаками некого романтического квартала Петербурга с замкнутой торговой улицей между внешним и внутренним каре. Посреди каждой линии архитектор запроектировал въезды для карет, а по углам внутреннего кольца — специальные галереи, по которым люди смогли бы попадать во двор и, гуляя там, тоже тратить свои деньги. Сбыться таким планам оказалось не суждено. Торговые заведения, как тогда, так и до сих пор, не в последнюю очередь завлекают потенциального покупателя близостью к путям его привычного следования. Большинству людей бывает или недосуг, или просто не очень интересно отправляться за покупками куда-то вглубь здания, не говоря уж о дворе. В силу этого идея наполнить внутреннее кольцо бойкой розницей не реализовалась — оно стало использоваться под лавки купцов «средней руки», тогда как все самое дорогое продавалось снаружи.

Отчасти поэтому само внутреннее каре настолько долго строилось или, точнее сказать, «росло за счет пристроек». Такая особенность возникновения здания сегодня весьма четко прослеживается в его облике. Кроме того, в середине XIX в. здесь не только заложили галереи первого этажа, но и поделили все пространство на 20 секций. Внизу каждой из них помещалась лавка, а наверху — контора или склад. Тогда же здесь были срублены арки и вставлены новые перекрытия. В результате от образа, первоначально задуманного Ж.-Б. Валлен-Деламотом почти ничего не осталось.

После демонтажа стали особенно бросаться в глаза характерные вертикальные трещины между стенами в местах присоединений достраивавшихся пространств. Их происхождение объясняется просто: коммерсантам XIX столетия, приобретавшим здесь площади под торговлю, никто не запрещал в дальнейшем «расширяться». Главное, чтобы будущая пристройка не нарушала внутреннего регламента Гостиного двора, который специально для подобных случаев содержал несколько типовых проектов. Придерживаясь его требований, каждый купец в зависимости от толщины кошелька мог прибавить себе один, два, а то и три дополнительных пролета. Единственным жестким ограничением являлась высотная отметка внутреннего каре: по всему периметру оно не должно было превышать внешнее. 

Если лицевая застройка комплекса Гостиного двора, находясь у всех на виду, периодически обновлялась, то как в реальности выглядит дворовая, знал редко кто из петербуржцев. Еще в недалеком прошлом идея сделать внутреннее каре доступным для обозрения и досуга широкой публики вообще не обсуждалась, его ремонты носили эпизодический и отнюдь не реставрационный характер. Например, наше здание на Невской (быв. Суконной) линии, где некогда располагались склады и административные помещения Гостиного двора, хоть и считалось памятником XVIII в., но пришло в совершенно плачевное состояние. В народе его успели даже окрестить «Брестской крепостью» и за внешнюю схожесть, и за крайне удручающий вид. От первой визуальной оценки нашего будущего объекта в июле 2013 г. остались очень тяжелые впечатления: ветхие фасады с разрушающимися кирпичными стенами практически без штукатурки, хаотичные надстройки, пристроенная лифтовая шахта…

Эту работу ЗАО «Геострой» правильнее будет разделить на два этапа. На первом мы выполняли усиление фундаментов и гидроизоляцию, занимались осушением и очисткой подвалов. Этот подряд компания освоила в середине 2013-го, а уже в конце того же года с нами же заключили контракт на верхнюю часть постройки, т. е. на воссоздание ее архитектурного облика с элементами реставрации и приспособлением под современное назначение. Учитывая, что на рубеже XIX-XX вв. и позже здание пережило немало реконструкций, был найден компромисс в отношении периода, по состоянию на который оно восстанавливается. Это 1860-е годы.

Проект, по которому ведутся работы, выполнен «Студией 44». С ее стороны авторский надзор на объекте, причем очень скрупулезно, ведет Виталий Михайлович Антипин, большой знаток истории и множества архитектурно-строительных секретов Петербурга. Вспоминается, к примеру, очень показательный эпизод из нашего с ним общения на площадке. Компания еще только заходила на объект, когда архитектор при каждом удобном случае старался обратить наше внимание на некоторые и, как оказалось, чрезвычайно важные вещи. «Смотрите, — показывал он, к примеру, на расчистки, — вот это штукатурка времен Пушкина, ниже идет первоначальная деламотовская, а поверху — послевоенная прошлого века…». Понимание и поддержку на всем протяжении работы мы ощущали и со стороны заказчика, и от Анатолия Павловича Давыдова, куратора по линии КГИОП.

Важно отметить, что уже в процессе исполнения подрядного задания, видение предстоящей функциональной нагрузки на здание не однажды менялось. Первое время оно рассматривалось как офисное и лишь позднее, в контексте уточненной концепции, получило новую содержательную трактовку в качестве элемента культурно-просветительного пространства, которое будет образовано во внутренней территории Гостиного двора. Такие кардинальные изменения приоритетов добавляли нам хлопот, ведь корректировки в проект приходилось вносить практически «на ходу» и при этом не останавливать работу. Следует отдать должное партнерам «Геостроя» из студии Никиты Игоревича Явейна, которые старались войти в курс такого рода проблем и всякий раз помогали в конструктивном поиске нужных решений.

Идея предстоящего использования здания получила зеленый свет на одном из бизнес-форумов, где одновременно присутствовали председатель совета директоров ОАО «Большой Гостиный Двор» Надежда Павловна Тушакова и народная артистка СССР Елена Васильевна Образцова. Великая русская певица обратилась с просьбой к участникам форума помочь в воплощении многолетней мечты с открытием особой школы для дополнительной профессиональной подготовки взрослых музыкантов и образования их подрастающей смены. В ответ глава старейшего торгового комплекса Северной столицы предложила одно из зданий реконструируемого внутреннего кольца этому уникальному учебному заведению. Позже у него появилось уточненное название — «Международная академия музыки Елены Образцовой». Там, помимо начал профессионального мастерства, детям будут преподавать этикет, языки и, возможно, даже слово Божие. Сравнительно недавно у худрука академии Ильдара Амировича Абдразакова, одного из самых успешных учеников Елены Васильевны, появилось предложение создать здесь еще и класс колокольного звона. Нам, в свою очередь, такая идея показалась очень интересной. «Геострой» выступил спонсором ее продвижения и участником переговоров о сотрудничестве с признанным знатоком и мастером этого особого жанра музыкального искусства Павлом Радиным, помогает с приобретением колоколов и обустройством самого класса.

Приступая к надземной части корпуса в ноябре 2013 г., сначала мы убрали оттуда все лишнее: позднейшие пристройки и новый этаж, лифтовую шахту и давно обветшавшие оконные заполнения, избавили стены от остатков старой штукатурки. По мере постепенного раскрытия первоначальных конструкций нашим мастерам представало все больше материальных свидетельств к историческим справкам по превращению здешних торговых пространств в подсобные складские. Такие процессы не могли не оставить следов, потому как зачастую сопровождались перебивкой этажей, встраиванием новых проемов и перекрытий.

Через три с половиной месяца подготовительных работ появилась возможность непосредственно заняться реконструкцией и реставрацией памятника. Будучи полностью кирпичным, это здание отличалось особой ролью поперечных стен — именно они здесь являлись несущими. Прежде всего, требовалось выполнить усиление этих конструкций. Из-за неправильной эксплуатации и дефектов прежней гидроизоляции они постоянно подпитывались влагой, что влекло разрушение кирпича. По этой самой причине объем вычинки стеновой кладки оказался довольно значительным. Тем не менее, мы по максимуму старались сберечь старый материал, для чего везде, и внутри, и на фасадах, проводили инъецирование трещин. Все перекрытия, в особенности новодельные из бетона, были полностью заменены. Кирпичные же своды, относящиеся к изначальной конструкции здания, напротив, в большинстве своем  сохранены.

Некоторая сложность выполнения работ заключалась еще и в следующем: даже в его уже согласованном варианте проекта большинство размеров указывались со звездочками. Каждый параметр надо было еще раз уточнить и промерить по месту. Сто пятьдесят окон на фасаде, по две рамы — получается триста, у всех, даже вроде бы одного типа, индивидуальные размеры. Для каждого проема следовало изготовить свое кружало.

В день закрытия Международного культурного форума, 8 декабря, было решено организовать презентацию будущей академии. Инициатива принадлежала нашему заказчику. К тому времени были сделаны наружные стены и крыша, вставлены окна — здание и в целом, и в особенности по южному фасаду смотрелось презентабельно. Внутри также было уже что показать участникам и гостям форума. Замечу, что эта экскурсия по реконструируемому объекту была не первой. 29 августа, в свой профессиональный праздник, мы здесь же проводили праздник для детей «Когда я вырасту, стану строителем». Правда, здание с голыми стенами и пустыми глазницами оконных проемов, выглядело тогда еще совсем по-другому. Воспоминая это, представители фонда Елены Образцовой поначалу даже сомневались, удастся ли управиться к назначенной дате. Конечно, пришлось основательно напрячься, но все успели, все получилось.

Незадолго до презентации в корпусе был частично отреставрирован центральный холл — единственное помещение, где сохранились исторические крестовые своды. После настилки полов и интерьер, украшенный сценическими костюмами и фотографиями Елены Васильевны, стал выглядеть еще более пристойно. Сама она, , к сожалению, не смогла присутствовать на празднике в Гостином дворе. Вот и капсулу с посланием певицы будущим воспитанникам академии в одну из кирпичных стен здания закладывали без нее. Надеюсь, что наш объект станет достойным продолжением дел великой женщины и своего рода памятником ее выдающемуся таланту и вкладу в отечественное искусство. Учебное заведение в этих стенах теперь будет назваться Международной академией музыки имени Елены Образцовой. Такое решение приняли в дни прощания с ее основательницей.

На зимнее время и ориентировочно до апреля были остановлены работы в экстерьере, зато еще активнее они продолжились внутри. Запущено отопление, подошла очередь прокладки остальных инженерных систем, уже приступили к решению своих задач мастера-отделочники. Этот этап тоже не обещает быть простым. Как будет зонироваться и эксплуатироваться здание, теперь имеется полная ясность, но опять же это не снимает ряда вопросов. Так, в балетном классе понадобятся специальные полы, а, например, в колокольном — мощная шумоизоляция. Помещение  для художественного руководителя академии будет двусветным. Нужно ли сохранять исторические кривизны стен, и если их все-таки выпрямлять, то где конкретно. Все это требует поиска консенсусов, отражения в проектной документации и не должно препятствовать отлаженному ритму производства работ, которые мы должны закончить к 8 августа.

С наступлением тепла возобновятся работы на фасадах. Однако прежде специалисты проверят, как здание выдержало зиму, ведь на всем ее протяжении объект еще не отапливался. К слову, с реставрационным субподрядчиком нам повезло — это очень опытная команда из компании «Стройтехуслуги». Им в недалеком будущем предстоит монтировать весь наружный металлодекор, который воссоздан по согласованным с КГИОП моделям. К открытию академии эти элементы убранства здания уже успеют «обжиться» на исторических местах, и тогда фасад предстанет в завершенном виде, максимально приближенном к первозданному. Это будет красивое здание.

Автор статьи: Ирина Радченко