Загрузка
Мы работаем
с 1993 года

+7 (812) 315 02 36

г.Санкт-Петербург, Загородный пр., 27/21

Высокие технологии низких отметок

ЗАО «Геострой», которое недавно отпраздновало 20-летие, успешно осваивает подземное пространство. Надежность объектов, выполненных компанией, проверена не только в Санкт-Петербурге, но и в других городах России, ближнего зарубежья и даже в Антарктиде.

О том, как все начиналось, и о сегодняшнем дне компании мы беседуем с техническим директором ЗАО «Геострой» Вадимом ЕРМОЛАЕВЫМ.

 

– Вадим Александрович, для работ на своем первом подземном объекте «Геострой» приобрел первую в городе буровую машину BAUER, а чем еще было отмечено начало деятельности компании «под землей»?

– В 1994 году мы получили заказ на проект и строительство подземного гаража для автомашин спецполка ГАИ на ул. Пархоменко, д.14. И тогда перед нами встала задача, с которой мы до тех пор еще не сталкивались на практике: котлован глубиной около 6 м нужно было выкопать буквально в двух метрах от административного здания. С этого объекта для нас началось освоение технологии возведения ограждающей стены из секущих свай.

Здесь же мы впервые применили и грунтовые анкера, чтобы решить вопрос устойчивости стены. В те годы для российского подземного строительства эта операция была неизбежной, хотя за рубежом уже применялись более прогрессивные технологии без подобных дополнительных операций.

Впоследствии мы тоже перешли на технологию «стена в грунте», для которой потребовались крупные первоначальные инвестиции в серьезное импортное оборудование, – и в сам буровой агрегат, выполняющий откопку панелей, и в бентонитовое хозяйство, представляющее собой практически целый завод. Главное преимущество такой технологии – в сокращении сроков работ, поскольку вместо 8 отдельных свай сразу изготавливается панель длиной 3 м.

 

– Если не секрет, где конкретно «прячутся» такие «стены в грунте», построенные вашей компанией?

– Не так давно мы выполняли подобные работы в условиях тесной городской застройки: бизнес-центр на углу Херсонской и Новгородской улиц, отель «Park Inn Невский» между Гончарной улицей и Невским проспектом.

Основательную конструкцию – почти под 30 м – возвели под стенд для изготовления роторов гидроэлектростанций на заводе «Силовые машины» в поселке Металлострой.

Хочу отметить, что мы используем также и другие технологии – изготовление шпунтовых стен из свай, струйную цементацию.

 

– Для такого широкого спектра работ необходима и соответствующая квалификация специалистов…

– Мы стараемся, чтобы наши сотрудники регулярно знакомились с новой техникой и технологиями непосредственно на заводах-изготовителях – в Германии, Австрии, Италии. Специалисты этих предприятий, в свою очередь, приезжают и к нам в Санкт-Петербург.

 

– Удалось ли вам чем-то поразить зарубежных коллег?

– Как минимум, трудовым энтузиазмом. В конце августа прошлого года для работ на ЗСД мы приобрели конструкцию фирмы BAUER, так называемый расширитель, с помощью которого выполняется уширение, повышающее несущую способность сваи. С подобным инструментом нам уже приходилось работать, но в данном случае это была совершенно новая конструкция. У нас возникли проблемы. Инженеры BAUER решили сами посмотреть, в чем причина, и обнаружили свою недоработку. Главный конструктор предложил переделать расширитель, для чего надо было изготовить несколько деталей. Немецкие специалисты собирались приступить к работе как минимум на следующий день, но наши токари вырезали нужные детали буквально в течение часа.

 

– Как вы считаете, западный подход к делу с его тщательной подготовительной проработкой, на которую иногда нужны дни, а не часы, имеет свои преимущества?

– Самый большой плюс западной системы в возможности планирования. Благодаря чему есть возможность технически подготовиться к будущему объекту. Все разложено по полочкам, и при этом никто даже не представляет, что такое задержки платежей…

Во время визита в финскую компанию «Лемминкяйнен» в разговоре с ее руководством мы выяснили, что единственное, что могут себе позволить финские коллеги «вне плана», – при проведении тендера рекомендовать подрядчика, который устроил их по работе на предыдущем объекте…

 

– И в продолжение «западной темы»: вся крупная буровая техника, работающая на российских просторах, только зарубежного производства?

– К сожалению, это так. Из отечественных машин у нас есть только малогабаритные установки достаточно удачной конструкции для производства работ по усилению фундаментов или укреплению грунтов, изготовленные одним из московских заводов.

Сегодня что-то более-менее начинает делаться по буровому инструменту. Правда, зачастую это копирование, но в породоразрущающем инструменте более всего важна прочность материала. В последние 5-6 лет идут поставки с небольших производств Урала, с Александровского завода бурового оборудования.

 

– В сфере подземного строительства в Санкт-Петербурге сейчас достаточно высока конкуренция. Как «Геострой» формирует свой портфель заказов с учетом этого фактора?

– Мы предлагаем нашим заказчикам достаточно широкий фронт работ: и применение технологии «стена в грунте», и сваи под насыпи, опоры мостов и многое другое. Но если не находим достаточно работы в городе, то выезжаем в другие регионы. Сейчас, например, возводим сваи под дома в Воронеже, и рассматривается возможность строительства там подземного паркинга с устройством ограждающей стены из свай. Работаем в Сортавале, в Беломорске.

Кстати, когда в Беломорске обговаривались сроки работ, я настаивал на конце марта – начале апреля. Но нынешняя теплая малоснежная зима позволила нам завершить запланированное на две недели раньше. Так что иногда в наш портфель заказов вносит свои коррективы и погода…

 

– С 2000 года ЗАО «Геострой» состоит в реестре «Лучшие российские фирмы и организации, работающие в области фундаментостроения». Вадим Александрович, а нужен ли, на ваш взгляд, своего рода антипод этому реестру – «черный список» недобросовестных компаний в вашей сфере деятельности?

– Наверное, нужен. И этим должно озаботиться, прежде всего, государство. Некоторые проявления нездоровой конкуренции вызваны в том числе и тем, что отдельные компании берутся за выполнения сложных геотехнических работ, не имея достаточного опыта. А потом приходится после них исправлять ошибки, производить дополнительные операции. Приведу пример. В рамках общероссийской программы «Газпром – детям» по строительству физкультурно-оздоровительных комплексов рассматривалось наше участие в двух проектах – в Сортавале и Питкяранте. В последний момент нам сказали, что в Сортавале будет работать другая компания. В итоге, в Питкяранте, где грунты намного сложнее, свайные работы выполнили мы. А сейчас нас пригласили и в Сортавалу для установки 20 дополнительных свай, так как предыдущий исполнитель не смог качественно выполнить работы.

Повторю, «черный список» нужен, ведь из-за нерадивой компании может пострадать имидж применяемой технологии, техники.

 

– Получается, что при определенных обстоятельствах вы беретесь за любую работу, включая переделки после недобросовестных конкурентов?

– Это так, в конце концов, важно, чтобы дело не страдало. Но, конечно, интереснее работать на знаковых объектах. Таких, например, как компенсационное укрепление грунтов под домами в Минском переулке при строительстве второй сцены Мариинского театра, где мы тесно сотрудничали с коллективом кафедры геотехники СПбГАСУ под руководством профессора Рашида Абдулловича Мангушева. Должен отметить, что мы давно и много работаем в связке с учеными нашего города, в том числе и с профессором Владимиром Михайловичем Улицким – ведущим специалистом в области геотехники, возглавляющим городскую экспертную комиссию по основаниям, фундаментам и подземным сооружениям.

Возвращаясь к знаковым объектам, хочу сказать, что мы успешно выполнили огромный объем работ по укреплению грунтов зданий при проходке наклонного хода станции метро «Адмиралтейская». Если рассматривать это уникальное сооружение в проекции, то наклонный ход начинается от Кирпичного переулка, Малой Морской улицы и Невского проспекта, а заканчивается на углу Большой Морской и Невского. И все здания в этом периметре находились в зоне повышенного риска – в точке минимума расстояние проходческого щита от фундаментов домов составляло всего 6 м, это беспрецедентно близко. Поэтому параллельно с проходкой, которую осуществляли специалисты ЗАО «СМУ-11 Метрострой», мы обеспечивали поддержку фундаментов, пока щит не ушел на безопасную для домов глубину.

 

– А что вас как специалиста восхищает в Петербурге и в мире своим техническим или эстетическим совершенством?

– В техническом плане меня восхищает Исаакиевский собор. При его строительстве использовались ведь только деревянные сваи, а огромный собор до сих пор стоит и не имеет особых подвижек.

Если же говорить о совершенстве с точки зрения эстетики, то я «открыл» для себя Сиенский кафедральный собор. Этот шедевр итальянской готики описать словами невозможно, его просто нужно увидеть хоть раз в жизни…

Татьяна Филатова

191180, Санкт-Петербург

Загородный пр., д. 27/21

Тел.: (812) 315-0236, 571-4160,
факс (812) 406-5373

Email: info@geostroy.ru
www.geostroy.ru