Загрузка
Мы работаем
с 1993 года

+7 (812) 315 02 36

г.Санкт-Петербург, Загородный пр., 27/21

Слово о подземном городе

Последние два десятилетия в петербургском строительстве активно развивается направление геотехники. Это позволяет реализовывать такие проекты, о которых предыдущее поколение строителей могло только мечтать. О том, почему Петербург может и должен развиваться под землю и расти ввысь, рассказывает человек, немало сделавший для того, чтобы в городе появились новые геотехнологии, генеральный директор ЗАО «Геострой» Анатолий Иванович Осокин.

— Как оценивают идею строиться вниз, под землю, петербургские архитекторы?

— Эта идея не нова, уже в семидесятые годы архитекторы предсказывали устройство сетей в проходных

коллекторах, тоннели и подземные гаражи, строительство жилых домов с многоуровневым подземным пространством и даже неглубокое метро. Предполагалось, что под Литейным проспектом будут ходить подземные трамваи, а под всем Невским проспектом будет проложен дублирующий его тоннель. Но сорок лет назад архитекторы совершенно не понимали, как это внедрить, эти проекты были сродни цветущим яблоням на Марсе, потому что не было специальной техники. В советское время мы были закрыты для обмена и только читали о мировом опыте. Возможности приобретать зарубежные механизмы для устройства подземных сооружений и строительства глубоких фундаментов почти не существовало.

Сейчас у нас есть технологии, техника и компетентные специалисты. Границы открыты — можно вовлекать самые современные технологии в выполнение строительных работ, обмениваться идеями и техническими знаниями на конференциях, семинарах и консилиумах ученых.

— В каких направлениях важнее всего развивать подземное пространство города?

— Подземные пространства современного города существуют для удобства горожан, и, как правило, это — комплексные градостроительные решения.

Мы в «Геострое» изучаем и анализируем подобный опыт по всему миру. Не так давно наши специалисты побывали в Торонто. Там построен целый подземный город, многоуровневое пространство под небоскребами. Здания соединены между собой подземными переходами, есть выход к парковкам и станциям метро. Зимой можно совсем не выходить на улицу.Метро, тоннели и подземные развязки — это те аспекты развития инфраструктуры, с которыми мы уже опаздываем. Полагаю, для Петербурга по значимости на первом месте транспортные развязки, затем — парковки и проходные каналы для инженерных коммуникаций, а за ними — магазины, спортклубы, другая коммерческая недвижимость.

— Какие из существующих проектов подземных сооружений в Петербурге вы считаете наиболее вероятными к исполнению?

— Мои студенты в прошлом году разрабатывали проект системы, которая соединила бы Площадь Победы, аэропорт Пулково, Экспоцентр в Шушарах и город Пушкин в единый транспортный узел с созданием линии скоростного трамвая неглубокого заложения. Ведь чем меньше наземного транспорта, тем удобнее передвигаться по городу. Другой интересный проект в отношении этой территории — строительство подземных парковок рядом с аэропортом. Их нужно в десять раз больше, чтобы площадь перед воздушными воротами Петербурга была площадью, а не местом неорганизованного хранения автомобилей. Город позволяет делать подземные парковки, но никто этим заниматься пока не хочет, сам аэропорт этим заниматься не дает.

К сожалению, говоря о проектах, которые можно построить, нам чаще придется вспоминать то, что уже могло быть построено. Орловский тоннель стал жертвой кризиса, строительство торгового центра под площадью Восстания тоже пришлось отложить. Хотя этот второй проект мне не казался эффективным. Объект рядом с Московским вокзалом должен иметь транспортную направленность — например, здесь интересны были бы подземные платформы.

В 2004 году ЗАО «Геострой» участвовало в подготовке концепции освоения подземного пространства Апраксина двора. Мы придумали вывешивать дома на свайных конструкциях, а под ними устроить помещения глубиной 10 метров, в три уровня. Для того времени это был незаурядный проект. Если бы его удалось реализовать, то в дальнейшем это инженерное решение можно было бы тиражировать.

К сожалению генерального плана развития подземного пространства Петербурга пока не существует, хотя о его необходимости говорят совершено справедливо. Определенная позиция города, высказанная на бумаге, дала бы импульс развития в этой области государственно-частного партнерства. Но кризис отбросил нас на 10 лет назад, и практически все крупные проекты в подземном строительстве заморожены. Мы не даем о них забывать, постоянно поднимаем эти вопросы на специальных семинарах и конференциях. Многие полагают, что подземное строительство в Петербурге дорого. Но это только если смотреть в отрыве от экономической эффективности.

Строительство подземной и надземной части ТК «Галерея» были примерно равны по стоимости. Однако вы можете себе представить «Галерею» без парковки?

— Сейчас вы работаете на строительстве здания, которое вскоре будет самым высотным офисом в России. И такое теперь возможно на местных грунтах. Ждать ли в ближайшее время расцвета высотного строительства?

— Пока не было технологий, которые позволяли делать надлежащее фундирование, качество петербургских грунтов было сдерживающим фактором. Сегодня подобные проблемы сняты. Есть даже новые нормативные документы, регламентирующие строительство высотных зданий. Так, почему бы по правому берегу Невы не подняться гряде высотных зданий, которые бы дополняли вид Вантового моста? Конечно, если это будет сочетаться с общим архитектурным замыслом Петербурга, и естественно, ничего подобного не должно происходить в центре. Такое строительство должно быть результатом комплексного проектирования, взвешенных и по­требительски оправданных архитектурных и градостроительных решений.

— В чем вы видите свои задачи на ближайшие годы?

— Главное, что мы можем предложить заказчикам и горожанам — наш 20‑летний опыт научной, конструкторской и практической работы, широкие технические и технологические возможности. Мы видим свое кредо в том, чтобы быть пропагандистами создания и развития подземной городской инфраструктуры и участвовать в формировании концепции освоения подземного пространства Санкт-Петербурга, сохраняя и оберегая его историческую и культурную значимость и целостность. Мы считаем, что это одна из важнейших градостроительных задач на ближайшие годы.

Как и газета «Деловой Петербург», ЗАО «Геострой» отмечает в этом году свое 20‑летие. Компания возникла, когда отечественныйстроительный рынок только начинал формироваться, и заявила важное и востребованное  направление — практическая геотехника. Своей целью «Геострой» ставит создание и внедрение новых строительных технологий. Благодаря этим инновациям многие старинные здания избежали обрушения, и Петербург получил возможность строить и реконструировать объекты в зоне исторической застройки без риска для прилегающих строений. За 20 лет своей деятельности ЗАО «Геострой» выполнило специальные, геотехнические, общестроительные и проектные работы более чем на 1200 объектах в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, а также в Москве и Московской области, Архангельске, Великом Новгороде, Самаре, Уфе и других городах РФ, в странах СНГ и Антарктиде.

ЗАО «Геострой» поздравляет ДП с юбилеем и желает ведущему бизнес-изданию Петербурга многих лет продуктивной, интересной и успешной работы на благо развития общества и делового сотрудничества в городе.