Загрузка
Мы работаем
с 1993 года

+7 (812) 315 02 36

г.Санкт-Петербург, Загородный пр., 27/21

Храм искусства для культурной столицы

ЗАО «Геострой» известно в Петербурге тем, что в течение более чем двадцати лет его специалисты сохраняли и укрепляли здания, которые являются историческим наследием города. На счету компании – храмы, памятники архитектуры, мосты, дворцы… Их уже несколько сотен. Сегодня специалисты ЗАО «Геострой» снова работают по историческому адресу – реставрируют корпус Невской линии внутреннего кольца Большого Гостиного Двора.

Мы беседуем с Ларисой Юрьевной Бердниковой, директором управления реконструкции и капитального строительства ЗАО «Геострой».

Лариса Юрьевна, расскажите подробнее об этом интересном и значимом для всего города объекте.

– Мы сейчас работаем внутри периметра, который образуют линии Большого Гостиного Двора – Садовая, Перинная, Невская и Ломоносовская. Эта территория оставалась закрытой с 1955 года, когда  Гостиный Двор был преобразован в один большой универмаг. Здесь, внутри двора, располагались его складские помещения. В 2005 году специалисты архитектурной мастерской «Студия 44» предложили ОАО «Большой Гостиный Двор» проект, позволяющий увеличить площади комплекса за счет восстановления и реконструкции части внутренних корпусов. В результате одним из первых объектов реконструкции стал корпус лит. В внутреннего кольца Невской линии.

– В каком состоянии вы нашли помещения внутреннего периметра?

– Мы знали, что объект находится в угнетенном состоянии, но не предполагали, что положение настолько серьезное. Фактически это первое реставрационное вмешательство в здание, которое долгое время использовалось недолжным образом. Поэтому, прежде чем начать реставрацию этого объекта, нам пришлось вначале выполнить работы по усилению фундаментов и гидроизоляции. Участие ЗАО «Геострой» в реконструкции здания состояло из двух этапов: подземного и надземного. Сначала проводилось усиление фундаментов и гидроизоляция подвала. Этот этап был завершен в ноябре прошлого года. Затем начался демонтаж, а уже с марта 2014 года начались работы по реставрации надземной части.

– Работы ведутся по проекту?

– Да, мы работаем по проекту, разработанному «Архитектурным бюро Студия 44». Но мы даже и представить не могли, каким окажется, к примеру, объем демонтажа, сколько предстоит выполнить работ по вычинке кирпичной кладки. Да, состояние здания очень сложное, кладка ветхая, требующая предельно осторожного отношения. В процессе выполнения работ выясняется, что приходится и менять технологию производства, и значительно увеличивать объем проводимых мероприятий. Нам, к примеру, пришлось делать сплошное инъецирование кладки раствором, проводить предварительное  торкретирование арок (наносить на поверхность конструкций слой раствора из реставрационных смесей), перекладывать арочные своды и оконные проемы. Кстати, для каждого проема нам приходится делать свое кружало – фанерную форму, которая держит кладку, потому что размеры каждой арки, каждого окна индивидуальны. Всего по фасаду нужно будет поставить 150 двойных окон (300 рам), выполненных по индивидуальным размерам. Уже выполнена модель, которую мы предоставим на согласование специалистам в КГИОП.

– Насколько изменился первоначальный проект?

– Проект, по которому мы работаем, согласован ФГУ «Главгосэкспертиза России» и КГИОП, мы от него не отходим. Но все равно стараемся сохранить исторические размеры, отметки, высоты, историческую кривизну кладки. В проекте, который был предложен нам, многие размеры идут под знаком *, то есть требуют уточнения по месту. Поэтому все работы хоть и осуществляются под авторским надзором «Студии 44», но одновременно предполагают творческое отношение реставраторов и исполнителей к процессу. Мы не стремимся построить новодел, хотя это было бы, наверное, значительно проще и дешевле. Где возможно, при перекладке старых стен, мы используем старые кирпичи, а иногда, сначала нумеруем кирпичи, а потом кладем их в том же порядке – как звенья бревенчатого дома.

– Вы сотрудничаете со специалистами-историками?
– Виталий Михайлович Антипин, архитектор «Студии 44», отвечающий за проект, очень эрудированный и сведущий человек. Он может рассказать целую лекцию о каждой стене, или арке, о способах кладки разных эпох, о клеймах, о свойствах растворов, о цвете штукатурки. У него очень трепетное отношение к старине, к старым зданиям. Он большой знаток архитектурных  памятников Петербурга. Нам иногда приходится сильно повозиться, чтобы воплотить в жизнь его видение и соблюсти его требования. Но я хочу отметить, что большинство людей, занятых на нашем объекте – люди очень увлеченные и творческие, и, несмотря на то, что объект, прямо скажем, непростой, работать интересно.

– Что планируется открыть здесь после реставрации?

– В 2015 году здесь откроется Международная Академия музыки Елены Образцовой. Кроме того, в академии будет проходить обучение по двум направлениям: уроки современного вокала и танца для детей и подростков и обучение студентов, окончивших профильные вузы. Также на базе академии будут проводиться мастер-классы для молодых вокалистов и музыкальных педагогов. По мысли управляющий компании «Большой Гостиный двор», внутреннее историческое пространство здания будет наполнено общественно-культурными объектами.

Отдельно хочется отметить энтузиазм и стремление руководства Большого Гостиного двора, а также всех его сотрудников изменить и улучшить облик здания, особенно вдохновителя и двигателя всех этих идей и их воплощений Председателя совета директоров Надежду Павловну Тушакову. А вопросы строительства мы решаем при самом активном участии генерального директора Коршуновой Елены Владимировны и, конечно, начальника отдела капитального и текущего ремонта Михайловой Нины Романовны.

– Интересуется ли ходом работ будущая хозяйка вокальной академии?

– Мы сейчас сотрудничаем с архитектором Елены Васильевны. Он предложил свои варианты планировки для здания Академии, и сейчас он работает совместно со специалистами «Студии 44», чтобы сделать помещения максимально функциональными и подходящими для занятий вокалом, танцами, хоровым пением. Наверху планируется устроить зал – небольшой, поскольку историческая высота здания ограничена, но мини-концерты там вполне можно будет проводить.

Сейчас работа идет в напряженном режиме, потому что нам поставлена задача – завершить реконструкцию фасада корпуса внутреннего кольца Невской линии к 15 декабря. Работы внутри здания будут продолжены до конца июля следующего года. 17 декабря здание в его первозданном виде будет представлено  гостям Международной академии музыки. Будут приглашены почетные лица, поэтому мы не можем отступать от графика работ. И мы уверены, что «Геострой» все выполнит в срок.

– Каким будет следующий этап работ?

– Специалисты «Студии 44» продолжают работу по созданию комплексного проекта реставрации внутреннего пространства Гостиного двора. Возможно, вскоре начнется реконструкция Перинной линии. Руководство Гостиного двора планирует сделать объект центром городской светской жизни. Уже построен домовой храм, затем планируется организовать музей купечества. Возможно, будет обустроена некая рекреационная зона внутри Гостиного двора.

– Ощущаете ли вы свою причастность к истории города?

– Безусловно. То, что мы занимаемся реставрацией такого уникального здания, налагает на нас определенную ответственность. Если бы мы подходили к процессу как коммерсанты, мы выполнили бы работу и быстрее, и дешевле. Но нам нравится и процесс, и результат нашего труда. Я каждый день фиксирую изменения во внешнем виде здания, с которым мы работаем. И сегодня нас действительно «согревает» то, как выглядит восстановленная нашими руками кирпичная кладка.

– Что порадовало и что огорчило в процессе работ?

– Очень порадовал вид здания, освобожденного от чужеродных элементов – новой кладки, нелепых пристроек, уродливых лифтовых шахт и т. д. Сейчас душа радуется от того, что у нас получается «вылечить» такой уникальный памятник архитектуры. Главная радость у нас впереди, когда мы закончим работы и увидим новенькое, с иголочки, здание. А огорчило, может быть, то, что проект был выполнен до начала демонтажных работ. Если бы в нем были учтены все наши «находки», первоначальный облик здания удалось бы сохранить в большей степени. А сейчас многие аутентичные конструкции придется закрыть, закладывать кирпичом.

– Во сколько оценивается стоимость проводимых работ?

– Смета согласована с КУГИ и КГИОП СПб и составляет 210 миллионов рублей. Сумма эта достаточно большая, поэтому стоимость производства работ согласована с руководством Большого Гостиного двора на всех уровнях, и мы стремимся не выходить за ее пределы.

– Сколько людей работает на объекте?

– От 70 до 80. Многие работают в производственных мастерских, изготавливают рамы для окон, оснастку для металлических козырьков и чугунных опор. Поскольку объект развивается, количество людей будет увеличиваться. Скоро сюда придут инженеры для прокладки систем жизнеобеспечения. В октябре, наверное, в здании будет «пик присутствия» исполнителей.

Хочу сказать, что появление такого объекта у нас вполне закономерно. В нашей компании уже выработался определенный стиль работы, который предполагает развитие творческого потенциала всего коллектива, сотрудники не зажаты в каких-то жестких рамках и руководство приветствует проявление креатива. Наш генеральный директор Анатолий Иванович Осокин также ставит во главу угла именно творчество. При этом мы уверены в качестве нашей работы, ведь девиз нашей компании: «Фундаментально – значит на века!»